Старшие группы: Группа компенсирующей направленности для обучающих с РАС "Солнышко""
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Коррекционно-развивающая работа в группе ведется по пяти направлениям.
Социально – коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Режим дня выстраивается, учитывая индивидуальные особенности детей и состояние их здоровья.
В группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра работают специалисты: учитель-логопед, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог и воспитатели, совместно планируют свою работу. Каждый специалист на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи.
Форма организации образовательной деятельности –индивидуальная.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре проводят образовательную деятельность с группой детей преимущественно в первой половине дня, также используя индивидуальные формы работы с детьми.
Учитель-дефектолог проводит образовательную деятельность по познавательному и речевому развитию: ООД по формированию элементарных математических представлений (2 раза в неделю); ознакомлению с окружающим миром (1 раз в неделю).
Учитель – логопед проводит в группе (2 раза в неделю) занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речевого (фонематического) восприятия.
Воспитатели проводят занятию по художественно эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация, конструированию, ручной труд).
Помогают детям овладеть навыками коммуникации: быт, игра, обучение.
Организуют наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
Занимаются коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимных моментах.
Ведется совместная работа воспитателей с учителем – дефектологом и учителем –логопедом, педагогом – психологом, а это является залогом успешной работы.
Продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями воспитанника, особенностями возраста, работоспособностью.
Основными направлениями работы педагога - психолога ДОУ с детьми группы РАС является диагностическая, коррекционная и развивающая; профилактическая, консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Коррекционно – развивающее направление включает в себя: индивидуальные занятия, во второй половине дня (по тетрадям).
На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:
• разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
• анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
• в конце учебного года на консилиуме мы обсуждаем результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делаем вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.
Важно, чтобы была тесная связь всех специалистов. Только в этом случае коррекционная работа дошкольников с РАС будет осуществляться системно и взаимосвязанно.
Нетрадиционное рисование в группе РАС.
В данной группе мы пользуемся практикой по нетрадиционному рисованию «Веселые краски» с сентября 2023 года:
- ориентирована на детей дошкольного возраста с РАС;
- рассчитана на 5-7 детей (количество детей в группе) ;
- срок реализации 3 года (по 3 уровням развития детей с РАС);
- количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36;
- длительность 15-20 мин;
- Форма работы в зависимости от уровня развития детей с РАС, в основном индивидуальная.
Основная цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с РАС.
Задачи:
1) Познакомить детей с разными видами рисования;
2) Обучать различным приемам и способам изображения;
3) Учить применять предметы обихода в разных техниках рисования;
4) Развивать творческое воображение, мышление, внимание, речь, мелкую и крупную моторику;
5) Развивать навыки коммуникации.
Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность и тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки. Так же способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, но и цветной пеной, свечей, ладошками и пальчиками, получать изображения с помощью подручных средств, природных материалов.
При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, вязкость, знакомятся с новыми оттенками. Отсутствие рамок и четких правил рисования помогают ребенку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.
На занятиях мы действуем по принципу от простого к сложному, постепенно усложняя задания, добавляя новые элементы, приемы и техники в зависимости от уровня развития ребенка с РАС. Так же опираемся на принцип наглядности, так как у детей с РАС более развита наглядно-образная память. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Связь обучения с жизнью, изображение должно опираться на впечатление, полученное от окружающей действительности.
Методы и приемы, которые используются в практике:
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, объемных предметов);
- словесный (коммуникативный) – беседа, указания, пояснения;
- практический (совместное или самостоятельное выполнение детьми творческих работ);
- игровой (оригинальность сюжета, мотивация);
- коррекционно- педагогический (стимулирование, авансирование успеха).
Учитывая особенности дошкольников с РАС, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так детям 3-го уровня предлагают самые простые задания, работа ведется преимущественно рука в руке (рисование пальчиками, ладошками, тычки кистью).
Для 2-го уровня –немного усложняется и добавляются новые приемы (печать поролоном, пробками, отпечатки листьев, ватные палочки, веревочки и т.д.), работа с направляющей помощью взрослого.
С 1-ым уровнем используются более сложные методы и техники (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксография и др.) работают самостоятельно или с обучающей помощью взрослого.
Организованная образовательная деятельности группы компенсирующей направленности для детей с РАС
«Солнышко»
2023 - 2024 учебный год
Понедельник |
9.00 - 9.25 10.55 - 11.20 16.00 - 16.25 |
ФЭМП музыка окружающий мир |
Вторник |
9.00 - 9.25 10.15 - 10.40 16.00 -16.25 |
развитие речи физическая культура рисование |
Среда |
9.00 - 9.25 9.35 - 10.00 16.00 -16.25 |
ФЭМП музыка физическая культура на воздухе |
Четверг |
9.00 - 9.25 10.10 - 10.35 |
рисование физическая культура |
Пятница |
9.00 - 9.25 09.35 - 10.00 |
подготовка к обучению грамоте лепка/аппликация/ручной труд |
Обучающая программа
Образовательную деятельность реализуем по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа ориентирована на детей от 3-7(8)-ми лет с расстройствами аутистического спектра.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
- Предметная деятельность.
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
- Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи:
- реализация содержания адаптированной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»