Старшие группы: Группа компенсирующей направленности для обучающихся с РАС "Ягодка"
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Все занятия проводятся с учетом уровней развития детей с РАС (по программе ФАОП):
третий уровень -наиболее тяжёлый
(потребность в очень существенной поддержке)
второй уровень – потребность в поддержке
первый уровень – самый легкий
( не значительная потребность в поддержке)
Учитываются принципы проведения занятий:
-Во время занятий необходимо использовать «принцип бутерброда» (первое задание – достаточно простое и интересное, чтобы ребенку было проще приступить к его выполнению, второе более сложное, а третье наиболее приятное, чтобы у ребенка был мотив быстрее завершить второе, наиболее сложное для него дело).
-Предоставить возможность выбора.
-Работать в быстром темпе (задания должны быть короткими).
-Часто менять задания.
-Выбирать эффективные методы обучения.
Структура занятий (ООД)
1. Вводная часть
Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия.
«МОТИВАЦИЯ»- позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Время, отводимое на вводную часть, непродолжительное — около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).
- Обследование.
-Проговаривание всех элементов совместно с ребенком (для говорящих). Проговаривание взрослым и обведение указательным пальцем ребенка данных элементов (для неговорящих).
-Соотнесение предмета с картинкой:
III уровень развития детей -«Дай такой же…(по образцу)
II уровень развития детей - «Где....? («Вот…» говорящий ребенок. Не говорящий показывает указательным жестом)
I уровень развития детей –«Это кто (что)? Говорящий словом.
Не говорящий звукоподражанием)
2.Основная часть (практическая)- решение задач основных линий развития с акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности. Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия. Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания). Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, — невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.
3.Заключительная часть (рефлексия) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду. В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.
Таким образом, структурированное, заранее продуманное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.
Для коррекционной работы с детьми с РАС, в первую очередь решаем ведущие направления: познавательное развитие, навыки социального взаимодействия, самообслуживание и снижение уровня тревожности.
Для этого в компенсирующей группе для детей с РАС организованна кружковая работа «Волшебные пальчики» по формированию умений предметно – практических действий с различными предметами.
Цель кружка: создание условий для социально-коммуникативного развития, у детей с РАС, через формирование приемов предметно-практической деятельности
Задачи:
-формировать основные умения детей практически действовать с различными предметами и материалами;
-развивать у детей мелкую моторику, тактильные ощущения кистей рук и зрительно-моторную координацию, пространственные представления, наглядно-действенное мышление, восприятие, внимание;
- воспитывать бережное отношение к используемым предметам и материалам в быту.
Направление
Содержание программы представлено различными формами организации игровой деятельности, через побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию и закреплению полученного результата в различных видах деятельности. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, что способствует социально-коммуникативному развитию.
Актуальность:
Развитие практических действий составляет существенную сторону общего развития ребенка. Практическая предметная деятельность характеризуется не только собственно двигательными умениями и навыками, а также определяется и проявляется сенсорное восприятие. Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению сенсомоторного развития у дошкольников с РАС, за счет формирования приемов предметно-практической деятельности. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
С целью интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста с РАС от 3 до 7 (8) лет в МАДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик» добавлена интегрированная деятельность (интеграция познавательной и художественной деятельности) Практика по нетрадиционному рисованию «Веселые краски»
Актуальность:
Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки. Так же способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером и т.д. Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.
Цель культурной практики
– Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с РАС посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
-познакомить детей с разнообразными видами нетрадиционных техник рисования
-обучать различным приемам и способам изображения с использованием не традиционных материалов
-учить применять предметы обихода в различных техниках рисования
-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание, речь, мелкую и крупную моторику рук дошкольников
-развивать навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми.
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
-воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность.
Расписание организованной образовательной деятельности
4-5 (лет) |
5-6 (лет) |
6-7(8) лет |
||
1 |
Основы науки естествознания |
1 |
1 |
1 |
2 |
Развитие элементарных математических представлений |
2 |
2 |
2 |
3 |
Развитие речи, основы грамотности |
1 |
2 |
2 |
4 |
Физкультура в помещении |
2 |
2 |
|
5 |
Физкультура на свежем воздухе |
1 |
1 |
1 |
6 |
Музыка |
2 |
2 |
2 |
7 |
Рисование |
1 |
1 |
1 |
8 |
Лепка/ Аппликация/ Ручной труд |
1 |
1 |
1 |
9 |
ИТИОГО |
11 |
12 |
12 |
Организация образовательной деятельности группы компенсирующей направленности для детей с РАС
Понедельник |
9.00-9.25 - Подготовка к обучению грамоте 10.20-10.45 – Музыка 16.00-16.25 – Окружающий мир |
Вторник |
9.00-9.25 - ФЭМП 9.40- 10.05- Физическая культура |
Среда |
9.00-9.25 - Лепка/аппликация/ручной труд 10.10-10.35 – Музыка |
Четверг |
9.00-9.25 - Рисование 9.35- 10.00 - Физическая культура 16.00-16.25 – Развитие речи |
Пятница |
9.00-9.25 - ФЭМП 9.35 -10.00 – Рисование 16.00-16.25 – Физическая культура на свежем воздухе |
Обучающая программа
Образовательную деятельность реализуем по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа ориентирована на детей от 3-7(8)-ми лет с расстройствами аутистического спектра.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
- Предметная деятельность.
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
- Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи:
- реализация содержания адаптированной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»